Научиться понимать молитвы — 6-ая молитва святого Василия Великого
Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа, подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея и ослабление трудов многотрудныя плоти. Благодарим Тя, якo не погубил еси нас со беззаконьми нашими, но человеколюбствовал еси обычно, и в нечаянии лежащия ны воздвигл еси, во еже славословити державу Твою. Темже молим безмерную Твою благость, просвети наша мысли, очеса, и ум наш от тяжкаго сна лености возстави; отверзи наша уста, и исполни я Твоего хваления, яко да возможем непоколеблемо пети же и исповедатися Тебе, во всех, и от всех славимому Богу, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тя благословим — Тебя восхваляем (слово благословити означает в церковнославянском языке, вслед за греческим, не только привычное нам священническое или родительское благословение, но вообще благое слово — хвалу).
Неизследованная — непостижимое (напомним — это говорилось в примечании к молитве «Царю Небесный»,— что в церковнославянском языке в обобщенном значении существительного употребляются прилагательные среднего рода множественного числа: великая и неизследованная, славная и ужасная, ихже несть числа — великое и непостижимое, славное и ужасное без числа).
Обычно — как всегда, как Ты постоянно делаешь.
В нечаянии лежащия ны — нас, спящих (во сне не осознававших окружающей действительности).
Во еже — чтобы (обратите внимание: вот для чего, зачем пробудил нас Господь от сна!).
Держава — сила, власть, подвластная область (то есть — и весь мир Божий).
Исполни я — наполни их.
Обратите внимание на сходство этой молитвы с утренней молитвой ко Пресвятой Троице. Можно сравнить эти две молитвы. Заметьте, что молитва ко Пресвятой Троице построена в единственном числе (обращена к Богу от «я»), а молитва святителя Василия Великого — во множественном (от «мы»). В молитвенном правиле мудро чередуются молитвы с «я, меня» — таковы, например, все молитвы преподобного Макария Великого, — и молитвы во множественном числе («мы, нас»), пример чего подает прежде всего молитва Господня. Это приучает христианина постоянно молиться за ближних. Церковь и весь мир Божий и в то же время никогда не молиться отвлеченно, «вообще» — не забывать об отчаянном состоянии собственной души.