Слово на вторую неделю Великого Поста (свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского)


Сегодня, в неделю вторую Великого поста, мы совершаем память святителя Григория Паламы, который жил в XIV веке.  

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

Учение православной церкви  говорит о том, что человек, который верует в Господа нашего Иисуса Христа и живет в Матери нашей Церкви, то если он будет совершать духовный подвиг своего спасения, может приобщиться к благодати Духа Святаго, стать причастником Его здесь, на земле.

Вспомним преподобного Серафима Саровского, который говорил, что это и есть цель христианской жизни — стяжание Духа Святаго, стяжание Благодати. Мы должны стремиться к этому, это возможно. Серафим Саровский также говорит, что много есть способов, но самый короткий – молиться. То есть человек, который пребывает в молитве (умном делании), скорейшим образом может сподобиться великих духовных дарований.

Есть такое направление в монашестве – исихазм (от слова «исихия» — «покой»). Монахи уходили в горы, в пещеры, скрывались от людей, чтобы всю жизнь посвятить Богу, умному деланию. Их называли исихастами. Они достигали порой высочайших культурных дарований, и есть многие свидетельства тому.

Святитель  Григорий Палама был исихастом, с молодости подвизался на Афоне, достиг духовного безмолвия и всей жизнью показал, что стяжал Благодатность.

Но вот на Афон приехал католический монах Варлаам, который, узнав про опыты святых отцов-исихастов, начал их высмеивать, говоря, что человек не может на земле сподобиться благодати Святаго Духа, не может приобщиться Ему, что человек не может приобщиться к нетварным энергиям, это невозможно для человека.

На Вселенском Соборе в 1041 года эта ересь была осуждена, и признано истинным учение святителя Григория Паламы, который говорил, что хотя Бог не постижим по существу, постижим в энергиях нетварных. И человек может приобщиться к Фаворскому свету, который видели ученики Иисуса Христа, т. е. нетварному свету.

Первая неделя Великого Поста — это торжество Православия, установленная после Седьмого Вселенского собора, осуждение ересей. Вторая неделя Поста – это торжество Православия над ересью католичества, потому что схизма произошла в 1054 году, но уже до этого учение Православное начало искажаться.

Правильно говорят, что Православие не борется с ересями, ереси борются сами с собой, одна порождает другую. На Западе богословы в пылу борьбы с арианством (о том, что вторая ипостась Святой Троицы — ион, высшее существо, сотворенное, т. е. было время, когда не было Христа, не было Слова) чтобы подчеркнуть Божественность Сына, подчеркивали, что Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Благочестивое желание, мол, как мы почитаем Сына Божия, приписывая исхождение и из Него Духа Святаго. Но богословие — тонкая вещь. Если пытаешься поставить заплатку где-то, то рвется вся ткань. Мы принимаем во всей полноте учение Церкви, не прибавляя, не упрощая его, но защищая от еретиков.

Человеку православному, постигшему духом Господа, еретические учения становятся не по вкусу. Чувствует, что что-то не то, а слова приходят потом. Так и было, когда Великие Каппадокийцы только через 30 лет нашли слова, чтобы обосновать еретический характер учения Ария.

Учение об исхождении Духа Святаго от Сына исказило веру Православную. Это уничижение Духа Святаго, разделение Святой Троицы. Когда мы совершаем Литургию, мы призываем Духа Святаго. Католики — не призывают. Господь говорит, что пошлет Утешителя, а католики говорят, что это папа римский. Господь не говорил, что папу пошлет, но католики вместо Духа Святаго поставили на земле папу. Еще одно искажение — учение о тварной благодати, которое говорит о том, что невозможно на земле приобщиться Духа Святаго, они говорят, что Господь творит благодать, чтобы мы могли приобщиться. Это даже в иконах выражается: на православной иконе лик вписан в Благодать, человек внутри благодати, а у католиков — блинчик, не касающийся человека, даже святого. Благодать как бы на время давалась, пророчество произнести — и все.

А ведь именно потому, что Господь стал человеком, умер и воскрес и взошел к Отцу, чтобы послать Духа Святаго, мы и сподобились Его получить — не по делам нашим, а по милости Божией. И учение Православной церкви — мы можем приобщиться к благодати, через пост, молитву, духовный подвиг, Причастие.

Это и называется святость. Это не поступки или добрые дела, а дар Духа Святого. Дай нам Бог, чтобы пост и молитву мы проводили свято и чтобы они послужили нам во спасение, чтобы мы хотя бы немного приобщились к Благодати

Спаси нас всех Господь!

 Протоиерей Александр (Рожнов), 4 марта 2018 года

© 2024 Храм Сщмч Серафима (Звездинского) ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru