Проповедь в неделю Прп. Марии Египетской, 2018


Сегодня мы отмечаем память преподобной Марии Египетской. В среду была служба «Мариино стояние», на которой читался полностью Канон Андрея Критского и житие Марии Египетской. Это единственная уставная служба, где положено читать житие. Никакого другого святого не читаем, а житие преподобной Марии включили в богослужение для назидания, потому что чудно ее житие и поучительно. И кто не читал, обязательно прочитайте.

Житие преподобной Марии начинается как обычное житие: был некий святой, с детства возлюбил Бога, подвизался. Так и это житие начинается: рассказывается о преп. Зосиме. кот. от юности подвизался, старался жить по-христиански, исполнял заповеди, посвятил жизнь Богу, под руководством старца в монастыре достиг некоего совершенства и уже подумывал, что уже совсем стал совершенным.

И когда этот помысел овладел им, то Господь ему сказал: то, что ты достиг — ничто, есть подвиги, которых ты не знаешь совсем. Иди за Иордан, в монастырь, и там увидишь великих святых. Зосима пришел в монастырь, где много было дивных старцев, но ничего такого не увидел, чтобы ему показалось, превосходящего его подвиги.

И, когда он шел на Великий Пост в пустыню, то встретил великую подвижницу. Он при встрече сразу понял, что она обладает высокими дарованиями. Она назвала его по имени и знала его сан, цитировала Св. Писание, но когда Зосима спросил, где она училась, она ответила, что нигде не училась, сердце говорит мне. Зосима понял, что сам Бог наставляет ее. Молясь, она поднималась на локоть от земли, проходила по воде, как по суху. И, когда узнал он, что это не святая, которая ушла в пустыню с детства, а что это была великая грешница, то все перевернулось в его душе. Он не знал, что сказать и лишь прославлял Бога за великую милость к кающимся грешникам. Понимая, насколько велико и спасительно покаяние, которое из бездны греха может возвести на высоту добродетелей.

Труден путь покаяния. Велики трудности и опасности, которые претерпела эта хрупкая женщина, семнадцать лет проведя в пустыне, питаясь кореньями, среди зверей, под палящим солнцем и ночным холодом. И лишь Господь мог сохранить ее и возвысить, человеку это не под силу.

Господь говорит нам, что широк путь в погибель, и многие идут этим путем. И узок путь в Царстие Небесное, мало кто идет узким и тернистым путем. Царство Божие нудится, и нужницы восхищают его, т. е. Царствие Божие берется с трудом, понуждается. Человек должен понуждать себя идти этим путем, преодолевать себя, и постепенно он восходит все выше и выше к Царствию Небесному.

Представьте себе, что наша жизнь похожа на наклонную, скользкую плоскость. Если будешь стоять, то будешь катиться вниз, а взбираться наверх трудно, надо прикладывать усилия. Усилия прикладывать не хочетя, потому что многие катятся вниз, и это кажется легко и приятно, с ветерком, радость такая. Это же законы физики, всемирного тяготения — катись и получай удовольствие. Все же катятся.

Вначале радостно, но потом катиться начинаешь все быстрее и видишь, что натыкаешься на других, больно биться. кто-то на тебя падает, склон неровный, на кочках бьет, кругом зловоние и духотища. И чем быстрее падаешь, тем неприятнее становится и больнее, что приближаешься к бездне горящей и зловонной.

Пытаешься как-то затормозить, но те, кто падают, тебя толкают все ниже и ниже. На каких-то поворотах начинаешь видеть некий путь, отгороженный, и там люди карабкаются наверх. А сил попасть на этот путь нет. Один путь — взмолиться: Господи, помоги, спаси меня, вытащи из этой бездны зловонной!

И чудесным образом ты оказываешься на этом путь, особо от грешников. И те, что карабкаются по нему, помогают друг другу. И если ты останавливаешься, то опять начинаешь падать вниз, но если трудишься, то невидимая сила помогает тебе. Чем дальше идешь, тем мышцы укрепляются, а сила тем больше помогает идти вверх, и уже не тяжело, а радостно. Порой ощущаешь, что тебя поднимают и возносят все выше и выше. Это и есть путь христианина.

Невозможно самому спастись, вырваться из греховного потока, людских страстей, только когда человек взмолится, уповает на Бога и начинает трудиться, вот тогда Господь помогает и ставит на этот тернистый путь. Но пусть этот делается легким и радостным.

Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф.27)

Хотя путь тернистый, но препятствия укрепляют, тренируют, делают способным преодолевать все более тяжелые и тяжелые препятствия, как спортсмены. Сначала все тело болит, но если не бросать, то от тренировок начинает получать удовольствие и радость, и боли больше нет, а есть радость. И в духовной жизни это гораздо очевиднее. Душа наша устремляется к Богу и спасается.

Сначала человек приходит в храм, тяжело стоять, пение непонятно, душно, хочется уйти скорее, а человек, который навык в молитве, хотя и чтец невнятно читает, и хор поет не так, но душа его получает такую благодать, что уходить не хочет. Радуется несказанно.

Совершенно необъяснимым образом, уже не хочется никуда идти и хочется быть с Богом. Это нечасто бывает, но святые угодники через труд, духовным подвигом достигают того, что благодать постоянно с ними.

Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся

Пс. 15:8

Вот такого состояния можно достичь в этой жизни, и пример этому — преподобная Мария Египетская, которой молимся и просим ее, чтобы греховного состояния отвратила нас от греха, ибо грех — погибель души. И наставила нас на покаяние, которое есть спасение души.

Спаси всех Господь

© 2024 Храм Сщмч Серафима (Звездинского) ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru