Каково назначение догматов, принципы их истолкования?


Догматы – это указатели, «верстовые столбы» (по А. Карташеву), которые однозначно указывают направления для живой мысли на пути ее стремлению к соединению с Богом.Догматы сохраняют чистоту учения. Это границы, пределы, безусловно и общеобязательно отделяющие истину от ереси и искажений. Необходимость догматов бесспорна: они указывают уму, как должно мыслить о Боге.

Основной принцип истолкования догматов такой же, как и при толковании Священного Писания: их следует понимать в контексте Священного Предания. Раскрыть содержание догмата, не исказив содержащейся в нем вероучительной истины, возможно только следуя толкованиям свв. Отцов (Орас IV Вселенского Собора).

Вообще же тому, кто желает «постичь» все рациональным образом, догматы будут «не по зубам». Это невозможно, поскольку догмат – это предмет веры, а в вере далеко не все (и это мягко говоря) доступно пониманию. Догмат – это камень преткновения для разума. Осмысление догмата требует отказа от заблуждения относительно того, что все можно постичь умом. Напротив, чтобы понять догмат, необходимо усилие, самоотречение  и смирение перед тем, что уму не подвластно. Если перекраивать догмат, приспосабливать его к своему пониманию, то рано или поздно выяснится, что истина выхолощена, и догмат уже не догмат, а ересь. (Как произошло, например, когда еретики пытались упростить и сделать более «доступным» учение о Святой Троице).

Напротив, надо молиться о том, чтобы наши познавательные способности поднялись до такого уровня, чтобы понимать догматы.

Нас часто обвиняют в «слепой вере» в догматы. Это от непонимания. Слепая вера – оксюморон. Одно дело формальная уверенность, рациональное убеждение, и совсем другое —  дар созерцания.

Да, часто люди формально держатся догматов, чтобы, например, иметь возможность причащаться, то это окаменелое нечувствие и последствия греховности. Это когда человеку, по большому счету, все равно, что такое догмат и зачем это все надо.

Но потом Божьим промыслом истина вероучения начинает опытно ощущаться, наполняясь жизнью в Церкви. Догмат начинает переживаться, становится спасительной истиной, источником света, началом новой жизни. Например, догмат о Пресвятой Троице переживается как откровение о Божественной любви, о необходимости единства во множестве. Догмат о Боговоплощении начинает пониматься как путь к соединению с Богом. Часто именно на этом этапе приходит осознание того, что Церковь – это не недостроенное здание на окраине, а Тело Христово, и только там можно обожиться.

Наконец, созерцание – это когда догмат непосредственно возносит душу к Творцу, как словесная икона, помогает взойти от образа в Первообразу. Переживание догматов святыми отцами приводило к тому, что их ум и душу соединялись с Богом, исчезала разница между догматом о Троице и Самой Троицей (как у Сергия Радонежского – «тем быв Троице вселение»). Нам же остается утешаться (дай Бог, пока) словами святителя Филарета Московского:

«дара созерцаний духовного может сподобиться всякий истинно верующий».

© 2024 Храм Сщмч Серафима (Звездинского) ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru