Что происходит в алтаре, когда читают часы?


В алтаре во время чтения часов (третьего, шестого и часто девятого) происходит Проскомидия. 

Проскомидия (от греч. «принесение») – это первая часть Литургии, совершаемая при закрытом алтаре, вполголоса, при чтении третьего, шестого (иногда девятого) часов. Во время проскомидии совершается приготовление хлеба (греч. Просфора, т. е. «приношение») и вина для Евхаристии. Как правило, для проскомидии требуются пять просфор, в память пяти тысяч, насыщенных пятью хлебами), а также напоминания о том, какое духовное насыщение ожидает всех нас в Таинстве Евхаристии.

Для собственно Причащения требуется одна просфора – Агнец, поскольку

«мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17).

Священник копием трижды делает на большой (агничной) просфоре изображение креста, далее вырезает кубообразную середину — Агнец, который полагается на дискос. Священник крестообразно надрезает Агнец с нижней стороны  (символизируя жертву Агнца Божия – Иисуса Христа) и правую его сторону (как ребро Спасителя, Ин. 19, 34). В чашу изливается вино, смешанное с водою.

Из второй («богородичной») просфоры священник вынимает частицу в честь Божией Матери, и полагает ее по правую сторону от Агнца.

Из третьей «девятичинной» вынимается девять частиц в честь святых, эти частицы полагаются по левую сторону от Агнца, по три в ряд.

Из четвертой вынимаются частицы за живых, полагаются ниже Агнца.

Из пятой вынимаются частицы за умерших, и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.

Одновременно прочитываются «записки» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих.

В завершение проскомидии иерей благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, покрывает дискос и потир двумя небольшими и одним большим покровцами («воздухом»), кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин.

История Проскомидии

Из истории: по описанию, данному в труде «Евхаристия» (проф. арх Киприан (Керн), ранее (до XI-XII вв.) обряд был иным, более простым, например, хлеб полагался на дискос нетронутым, Агнец не вынимали, само преломление происходило прямо перед Евхаристией, читалась только молитва предложения. Постепенно процесс усложняется: упоминания о начертании креста, прободении, вынимании Агнца и иных действиях появляются у Николая Кавасилы (ХIV в.). В ХV в. в списках появляются упоминания о надрезывании вынутого Агнца и более сложном полагании на дискос. Когда появились дополнительные, кроме агничной просфоры, установить трудно, но можно Афоно-Есфигменовский Илитарий (ХIV в.) содержит уже очень подробный порядок, включающий Божию Матерь, святого Иоанна Предтечу, пророков и апостолов, святых и богоносных отцов, священномучеников, целителей и бессребреников, преподобных мужей и жен, a за ними живых и усопших христиан и, наконец, самих священнодействующих, а также с влиянием поместных церквей вводится понимание новых святых. Требовалось увеличение числа проскомидийных просфор, и по сей день их число может увеличиваться до семи (при особом поминовении светской власти, отдельно от духовной)

В чем смысл Проскомидии

Смысл Проскомидии не просто в том, чтобы подготовить все для Евхаристии. Каждый предмет напоминает нам одновременно о Рождестве и о Распятии. Дискос – и Вифлеемский Вертеп и Голгофа, звездица — не только вифлеемская звезда, но и крест, покровцы — одновременно рождественские и погребальные пелены Спасителя; потир — Чаша Тайной Вечери, приготовление Агнца — суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием — прободение ребер Спасителя. Все частицы в единстве – это Церковь Божия, сочетающая в себе Божию Матерь, ангелов, всех святых, всех верующих (живых и упокоившихся). Каждение — осенение Святым Духом.

Проскомидия – это воплощение Рождества и Распятия. Священник приносит жертву – Агнца, а все мы участвует в этом.

За каждое имя, упомянутое в «записочке», вынимается частичка из просфоры и рядом со вей Небесной Церковью встает множество частичек Церкви Земной, даже тех, кто далеко от Христа и Церкви, предал Его. Но пока есть люди, которые молятся за них, их, как расслабленного, приносят к ногам Христа.

В итоге Проскомидии все мы вместе, Небесная и Земная Церковь, пребываем в едином Христе, и ожидаем, чтобы омыться Его Кровью, оправдаться его Жертвой. Господь в покое, во гробе, и иерей кадит храм  ладаном, тем самым, который принесли волхвы принесли в дар Новорожденному.

По время каждения алтаря иерей читает пасхальный тропарь, который напоминает о том, что Проскомидия и начало Литургии соответствуют концу нашей жизни на земле и вхождению в Царствие Небесное. Поэтому после того как священник покадил церковные сосуды, он подходит к Царским Вратам и открывает завесу в ознаменование пришествия Господня и нашего спасения.

© 2024 Храм Сщмч Серафима (Звездинского) ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru