
"Святии вси, в земли Русской просиявшии, молите Бога о нас!" Эти слова, дорогие братья и сестры, звучат сегодня с особой силой, когда вся Русская Православная Церковь празднует память всех святых, в земле нашей просиявших. "Сии суть, иже приидоша от скорби великия, и омыша ризы своя, и убелиша ризы своя в Крови Агнчей" (Откр. 7:14) - так говорит нам сегодня Священное Писание о подвиге наших святых, особенно новомучеников и исповедников, которых мы особенно сегодня вспоминаем.
Как дивно устроил Господь нашу святую Русь! В сонме русских святых мы видим и князей, и крестьян, и патриархов, и простых монахов, и мудрых старцев, и юродивых Христа ради. Царь Николай и блаженная Ксения Петербургская, преподобный Сергий Радонежский и святитель Тихон Московский, великая княгиня Елизавета и простой солдат Евгений Родионов - что объединяет этих столь разных людей? Одно - чистота сердца, о которой сказал Сам Господь: "Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят" (Мф. 5:8). Они все узрели Бога в своей жизни, потому что сохранили незамутненным то духовное сердце, о котором говорит преподобный Макарий Великий, соединяя его с чистой совестью.
Что же такое это духовное сердце, дорогие братья и сестры? Это не просто орган в нашей груди, и не только совокупность чувств. Как учит нас преподобный Макарий, сердце - это сама нравственная природа человека, данная ему Богом, то самое нравственное чувство, о котором говорит апостол Павел: "Егда языцы, закона не имуще, естеством законная творят..." (Рим. 2:14). Это голос совести, который звучит в каждом человеке, независимо от его веры или неверия. Все наши святые сохранили этот голос чистым, не заглушили его грехом, не извратили страстями.
Сегодня, когда мир пытается убедить нас, что нет греха, а есть лишь "свобода самовыражения", когда разрушаются основы нравственности, нам особенно важно помнить, что грех - это не просто нарушение правил. Грех - это разрушение самой нашей природы, той Богом данной нравственной основы, без которой человек перестает быть человеком. Как страшно видеть, когда молодые люди, обманутые ложной свободой, разрушают в себе этот божественный образ, заглушают голос совести! Новомученики наши показали нам, что лучше смерть принять, чем изменить своей совести, лучше лишиться всего земного, чем потерять чистоту сердца.
Что же нам делать сегодня, дорогие братья и сестры? Во-первых, изучать жития наших святых - в них мы найдем примеры для подражания в самых разных жизненных обстоятельствах. Во-вторых, хранить чистоту сердца - избегать всего, что оскверняет нашу совесть, будь то дурные мысли, слова или дела. В-третьих, молиться нашим святым, особенно новомученикам, чтобы они помогли нам устоять в вере среди искушений современного мира.
Дорогие братья и сестры! Пусть же молитвами всех святых, в земле Российской просиявших, Господь укрепит нас в вере, даст нам мужество следовать голосу чистой совести и сохранить в непорочности то духовное сердце, которым мы можем узреть Бога. Аминь.

«Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м обетова́нием Свята́го Ду́ха» (тропарь праздника)
Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем Вознесение Господне. После сорока дней явлений воскресшего Христа ученикам, после многих бесед и наставлений, Господь возводит их на гору Елеонскую и на их глазах возносится на небо. Казалось бы - это момент разлуки, момент печали для апостолов. Но, как свидетельствует Писание, они возвратились в Иерусалим "с великой радостью" (Лк. 24:52). Почему же? Потому что ангелы возвестили им: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1:11).
В этом великая тайна нашего спасения: Христос вознесся не для того, чтобы оставить нас, но чтобы пребывать с нами более совершенным образом. На небесах Он пребывает как Бог, а на земле пребывает с нами как человек. Его Вознесение - это не удаление, а восхождение к Отцу для вечного ходатайства за род человеческий. Как пишет апостол Павел: "Христос вошел... в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие" (Евр. 9:24).
Дорогие мои, в этом великая надежда для каждого из нас. Христос, принявший нашу человеческую природу, теперь пребывает с ней на Небесах. Это означает, что и нам, если будем верны Ему, открыт путь в Царствие Небесное. Где глава, там и тело. Если Глава - Христос - на небесах, то и мы, члены Его Тела, призваны туда же.
Но как часто мы забываем об этом небесном призвании! Как легко погружаемся в земные заботы, словно нет у нас иной цели, кроме как устроиться поудобнее в этом временном мире. Между тем, праздник Вознесения напоминает нам: "Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном" (Кол. 3:1-2).
Вспомним, что сказали ангелы апостолам: "Что вы стоите и смотрите на небо?" (Деян. 1:11). Эти слова звучат как призыв к действию. Христос вознесся, но оставил нам великое поручение: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16:15). Он удалился телесно, но даст нам силу Святого Духа для исполнения этой миссии.
Дорогие братья и сестры, в наше время особенно важно помнить о Небесном призвании. Современный мир предлагает нам множество искушений, пытается убедить, что земные блага - это главное. Но праздник Вознесения напоминает: мы созданы для вечности. Земля - это коридор в вечность, а не жилище.
Но как же нам, живя на земле, устремляться к небу? Через молитву - эту "небесную лестницу", соединяющую землю с небом. Через участие в таинствах Церкви, особенно в Евхаристии, где мы реально соединяемся с вознесшимся Господом. Через дела милосердия и любви, ибо "кто любит брата своего, тот пребывает во свете" (1 Ин. 2:10).
Особенно хочется обратиться к нашей молодежи. Дорогие молодые люди, не обманывайтесь блеском этого мира! Строя свои планы на будущее, помните, что главное - это стяжать Царствие Небесное. Как сказал один мудрый старец: "Молодость дается нам не для удовольствий, а для того, чтобы успеть накопить сокровища для вечности".
Дорогие братья и сестры, праздник Вознесения - это не просто воспоминание исторического события. Это напоминание о нашем собственном призвании. Как Христос прошел путь от Вифлеемских яслей до Небесной славы, так и мы призваны пройти свой земной путь, чтобы в конце времен встретиться с Ним в вечности.
Пусть же этот праздник укрепит в нас веру, надежду и любовь. Веру в то, что Христос действительно победил смерть и открыл нам врата Рая. Надежду на то, что и мы сможем последовать за Ним. И любовь, которая одна только и может сделать этот путь радостным и светлым.
"Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа" - поет сегодня Церковь. Пусть и наша душа исполнится этой пасхальной радости, пусть наше сердце устремится вслед за вознесшимся Господом, пусть наша жизнь станет приготовлением к вечной встрече с Ним. Аминь.

«Гряди́те, ви́дите Челове́ка, И́же рече́ ми вся́, я́же сотвори́х: еда́ Сей есть Христо́с?» (Ин. 4:29) Дорогие братья и сестры, сегодня, в эти светлые Пасхальные дни, Святая Церковь предлагает нам задуматься над удивительной встречей Господа и самарянки у колодца Иакова — встречей, которая изменила не только жизнь простой женщины, но и судьбу целого города. Господь наш Иисус Христос, нарушив принятую в то время условность, вступает в беседу с женщиной, с которой, по строгим иудейским обычаям, Ему не подобало даже разговаривать. Ведь самаряне и иудеи, будучи, по сути, родственными народами, враждовали веками: у них были разные храмы, разные традиции толкования Писания, даже книги Священного Писания они признавали неодинаковые. Но Христос пришёл в этот мир не для того, чтобы утверждать человеческие разделения, а чтобы всех примирить с Богом и между собой.
О чём же говорит нам сегодня это Евангельское чтение? Прежде всего о том, что Богу угодно не формальное поклонение, не механическое исполнение обрядов, а искреннее служение «в духе и истине» (Ин. 4:23). Обратите внимание: самарянка задаёт Спасителю вопрос, который для неё и её соплеменников был самым главным — где правильно молиться Богу: на священной горе Гаризим, как делали самаряне, или в Иерусалимском храме, как поступали иудеи? Но Господь отвечает ей нечто совершенно неожиданное: наступает время, когда место поклонения не будет иметь решающего значения. Важно не географическое положение молящегося, а состояние его сердца.
Дорогие мои, как часто и мы в своей духовной жизни уподобляемся тем древним самарянам и иудеям! Сколько сил мы порой тратим на споры о второстепенном, упуская из виду самое главное! Как легко осуждаем других за то, что они молятся "не так", крестятся "не так", ведут себя в храме "не так"! Но сегодняшнее Евангелие напоминает нам: истинная вера — это прежде всего личная встреча со Христом. Самарянка узнала в Нём Мессию не потому, что Он поразил её богословскими аргументами, а потому, что Он коснулся самых глубинных струн её души. Он знал всю её непростую жизнь — знал всё, что она тщательно скрывала от людей, — и тем не менее предложил ей великий дар — «воду живую» (Ин. 4:10), которая утоляет не физическую, а духовную жажду.
Что же представляет собой эта "живая вода", о которой говорит Спаситель? Это благодать Святого Духа, которая очищает, обновляет, преображает человеческую душу. Самарянка пришла к колодцу за обычной водой, но ушла с несравненно большим сокровищем — с живой верой, которая полностью изменила её жизнь. И что особенно важно — она сразу же поспешила поделиться этой радостью со своими земляками: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:29). И многие из самарян уверовали — не потому, что поверили её словам на слово, а потому, что сами лично встретились со Христом.
Дорогие братья и сестры, и сегодня Господь предлагает каждому из нас эту "воду живую". Но зададим себе честный вопрос: часто ли мы действительно ищем её? Не похожи ли мы подчас на ту самарянку, которая много лет ходила к колодцу, даже не подозревая, что однажды там её будет ждать Сам Спаситель? Не слишком ли мы, подобно древним иудеям и самарянам, привязаны к своим привычным представлениям о вере, своим традициям, своим "правильным" обрядам, и потому не замечаем, что Христос говорит с нами здесь и сейчас — пусть даже не так, как мы ожидали?
Обратим внимание ещё на один важный момент: самарянка была женщиной с непростой, даже скандальной репутацией. Пять мужей, шестой сожитель... В маленьком городке о таких вещах быстро становится известно всем. Вероятно, она стыдилась этого, избегала людей — поэтому и пришла за водой в полуденный зной, когда у колодца никого не было. Но Христос не стал её осуждать. Он показал, что знает всю её жизнь до мельчайших подробностей — и тем не менее любит её и предлагает спасение. Для Него нет "недостойных", "потерянных", "безнадёжных" грешников. Есть только те, кто готов принять Его дар.
Так и сегодня, дорогие мои, Он ждёт каждого из нас. Неважно, какие грехи лежат на нашей совести, какие ошибки мы совершили в прошлом. Важен только один вопрос: хотим ли мы этой "воды живой"? Готовы ли мы, подобно самарянке, оставить свои старые "ведра" — свои привычки, страхи, предрассудки — и последовать за Ним?
В нашей повседневной жизни тоже есть свои "колодцы" — места и моменты, где Господь хочет встретиться с нами. Может быть, это храм, где мы стоим на службе, но мысли наши витают где-то далеко. Может быть, это домашняя молитва, которую мы читаем механически, без участия сердца. Может быть, это страницы Евангелия, которые мы перелистываем, но не слышим в них живого голоса Христа. Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам: Бог говорит с нами здесь и сейчас. Он знает всё, что в нашем сердце, — все наши тайные мысли, все невысказанные боли, все сокровенные надежды — и тем не менее ждёт нашего свободного ответа.
Как же нам научиться поклоняться Богу "в духе и истине", как того хочет Спаситель?
В Духе — здесь говорится о личной духовной внутренней жизни. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Истинная цель жизни христианской — стяжание Духа Святого». Без любви, без сердечного горения даже самые правильные обряды останутся пустой формальностью.
В Истине — значит глубоко осмыслив знание своей веры. Не слепая доверчивость, не поверхностное "я так привык", а вдумчивое изучение Священного Писания, творений святых отцов, осознанное участие в таинствах Церкви. Как самарянка не побоялась задавать Христу свои вопросы, так и нам не следует стесняться узнавать больше о своей вере.
Самарянка, едва уверовав, сразу поспешила поделиться своей радостью с другими. А мы? Часто ли мы рассказываем ближним о том, что значит для нас Христос? Не обязательно произносить длинные проповеди — иногда достаточно просто жить так, чтобы люди по нашей жизни могли увидеть свет Евангелия.
Дорогие братья и сестры, сегодняшний Евангельский рассказ — это прежде всего призыв к обращению. Может быть, кто-то из нас, подобно самарянке, уже много лет "ходит к колодцу" — выполняет внешние обряды, но ещё не встретил живого Христа. Может быть, кто-то носит в сердце тяжёлый груз прошлых грехов и думает, что уже не достоин Божьей любви. Но сегодня Спаситель вновь говорит каждому из нас: «Если бы ты знал дар Божий…» (Ин. 4:10).
Пусть же и мы, подобно тем самарянам, выйдем навстречу Христу и скажем: «Мы уже не по твоим словам веруем, ибо сами услышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира» (Ин. 4:42).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, даруй нам жажду Твоей живой воды, чтобы мы, подобно самарянке, оставили всё суетное и последовали за Тобой. Научи нас истинному поклонению в духе и истине, чтобы наши сердца стали тем самым "колодцем", из которого изольётся благодать для окружающих нас людей. Аминь.

«Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» (Пс. 84:11). Эти слова псалмопевца Давида как нельзя лучше раскрывают суть чуда, явленного нам через икону Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». Где милость Божия встречается с покаянием человеческим, там рождается радость — нечаянная, неожиданная, и тем более драгоценная.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы обращаем свои сердца к этому дивному образу, через который Царица Небесная явила миру Свою неизреченную любовь и милосердие. История, запечатлённая на иконе, знакома многим: юноша, погрязший в грехе, однажды перед образом Богородицы осознал всю глубину своего падения и в слезах воззвал к Ней о помощи. И — о чудо! — Сама Пречистая Дева простерла к нему руку заступничества, и грешник получил прощение и исцеление.
Но почему эта радость названа нечаянной? Потому что человек, привыкший ко греху, уже не ждёт милости. Он думает, что переступил некую черту, за которой нет возврата. Но Бог, по слову пророка, «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). И Божия Матерь, наша любящая Заступница, готова умолять Сына Своего даже о самых отчаянных, самых потерянных душах.
Сегодня мир, увы, всё чаще называет грех нормой, а целомудрие — пережитком. Страсти, которые раньше люди старались скрывать, теперь выставляются напоказ, становятся предметом гордости. Молодёжь растёт в атмосфере, где чистота сердца считается слабостью, а верность — наивностью. Но разве может быть счастлив человек, который живёт лишь инстинктами? Разве может быть крепкой семья, построенная на песке греха? Нет, дорогие мои. Как тот юноша у иконы, мы все рано или поздно приходим к моменту, когда понимаем: без Бога — только пустота, только боль.
Но вот вопрос: как нам, живущим в этом искушающем мире, сохранить ту самую целостность души, о которой говорит Церковь? Во-первых, не бояться каяться. Как тот грешник, мы должны смело припадать к ногам Христа через исповедь, через слёзы покаяния. Во-вторых, молиться. Особенно — перед этим образом, прося у Богородицы заступничества за себя и своих близких. В-третьих, хранить чистоту. Не только телесную, но и чистоту мыслей, слов, взглядов.
Кто-то скажет: «Но как мне бороться, если грех уже вошёл в привычку?» Ответ прост: начинать с малого. Один день без сквернословия. Один вечер без пустых развлечений. Одна искренняя молитва утром и вечером. Господь видит наши усилия и подаёт силы. Вспомните Марию Египетскую: бывшая грешница стала великой святой, потому что захотела измениться.
Сегодня, стоя перед иконой «Нечаянная Радость», давайте попросим у Божией Матери самого главного: чтобы наши сердца не ожесточились. Чтобы мы, как тот юноша, вовремя увидели свои грехи и успели их исправить. Чтобы наши дети росли в страхе Божием, а не в плену страстей. Чтобы семьи наши были крепкими, а души — светлыми.
И тогда, дорогие мои, нечаянная радость станет для нас радостью ожидаемой. Радостью встречи с Богом, Который ждёт каждого из нас, как отец ждал блудного сына. Радостью чистого сердца, которое способно любить и быть любимым.
Пресвятая Богородица, моли Бога о нас! Аминь.

«Востани, возми одр твой и ходи» (Ин. 5:8). Дорогие братья и сестры! Эти слова Спасителя, обращённые к расслабленному, лежавшему у Овчей купели, звучат для нас сегодня как живой призыв к каждой душе. Сколько лет этот человек ждал исцеления, сколько раз надеялся, что кто-то поможет ему первым войти в воду, — но тщетно. И вот является Тот, Кто не нуждается в воде, Кто Сам есть Источник жизни, и, одним словом, восстанавливает его силы. В этом евангельском событии — ключ к пониманию нашей собственной духовной жизни.
Мы все в каком-то смысле — этот расслабленный. Не телесно, так душевно: скованы страстями, парализованы грехом, беспомощны перед лицом своих слабостей. Мы годами лежим у «купели» своих привычек, ожидая, что кто-то или что-то изменит нашу жизнь — обстоятельства, другие люди, даже Бог сделает за нас то, что должны сделать мы сами. Но Христос говорит: «Встань!» — потому что исцеление требует и нашего усилия.
Рассмотрим глубже эту историю. Почему Господь спросил расслабленного: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6). Казалось бы, разве не очевидно? Но этот вопрос открывает нам важную истину: иногда человек привыкает к своей болезни, к своему греху, даже к своему страданию. Ему страшно меняться, страшно взять ответственность за свою жизнь. Так и мы: молимся о помощи, но боимся расстаться с тем, что нас губит. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Бог спасает нас, но не без нас. Чудо совершается, но расслабленный должен был сам поднять одр и пойти — так и мы должны сделать шаг веры, преодолев свою немощь.
Вспомним и других святых, которые, подобно расслабленному, получили исцеление через веру и послушание. Преподобный Серафим Саровский, избитый разбойниками, навсегда остался согбенным, но именно в этой немощи просияла его святость. Он не роптал, а благодарил Бога, и Господь даровал ему такую духовную силу, что к нему стекались тысячи за советом и утешением. Или святая блаженная Матрона Московская, слепая от рождения, но прозревшая духовно — она не ждала, что мир изменится для неё, а сама стала светом для других.
Что же нам, современным христианам, взять из сегодняшнего Евангельского чтения? Попробуем честно ответить себе: от чего я «расслаблен»? Может быть, это лень в молитве, охлаждение к ближним, нежелание бороться с раздражительностью или унынием? Перестанем перекладывать вину на других: расслабленный не обвинял тех, кто опережал его у купели, — он ждал милости Божией. И дождался. Так и мы должны терпеливо и смиренно просить Господа о помощи, но и сами трудиться.
Не будем ожидать идеальных условий, чтобы начать жить по-христиански. Встанем и пойдем — учитесь, работайте, создавайте семьи, но всегда помните, что без Христа вы ничего не можете. Родителям напомню о том, что наша задача научить своих детей идти за Христом самостоятельно.
Сегодня Христос и нам говорит: «Встань, возьми одр твой и ходи». Одр — это наша жизнь со всеми её трудностями. Мы должны нести его без ропота, но и не цепляться за него, как за оправдание своей пассивности. Исцеление уже дано нам в Церкви — в Таинствах, в Слове Божием, в молитве. Осталось только встать и пойти.
Дорогие братья и сестры! Пусть же эта Неделя о расслабленном станет для нас временем духовного пробуждения. Не будем больше лежать у купели, надеясь на случай или чудо. Вера без дел мертва, а милость Божия ждёт нашего ответа. Встанем же, возьмём свой крест и пойдём за Христом — к истинной свободе и радости. Аминь.

Жёны, которые были со Христом, принесли миро, чтобы помазать Тело Его, и тем сподобились первыми увидеть Воскресение.
Эти святые слова, дорогие братья и сестры, открывают нам величие подвига жен-мироносиц — тех скромных, но верных учениц Христовых, чья любовь к Спасителю не угасла даже перед лицом смерти. В сегодняшний воскресный день, когда Церковь прославляет их память, мы призваны задуматься: почему именно эти женщины, а не апостолы, первыми удостоились вести о Воскресении? Почему их имена — Мария Магдалина, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария Клеопова и другие — навсегда вписаны в Евангелие как образец преданности? Ответ прост: потому что их сердца горели той самой любовью, о которой Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
Вспомним, что пережили эти женщины в те страшные дни. Они видели, как их Учителя предали, осудили, распяли. Они стояли у Креста, когда даже апостолы, кроме Иоанна, разбежались. Они не побоялись прийти ко гробу, несмотря на охрану и печать римскую. Их любовь была деятельной: они приготовили миро — драгоценное благовоние, чтобы по иудейскому обычаю помазать Тело Господа. Но вот парадокс: они шли помазать мертвого, а встретили Живого! Их слезы скорби превратились в слезы радости, когда Ангел возвестил: «Что ищете Живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес!» (Лк. 24:5-6). Так смиренные женщины стали первыми благовестницами Воскресения — прообразом того, как Бог «избирает немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1:27).
Святые отцы видят в женах-мироносицах образ Церкви. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Как жены купили миро для помазания, так Церковь приносит Евангелие, чтобы помазать души, умершие грехом». В их подвиге верность до конца, служение ближнему, победа любви над страхом. Вспомним Марию Магдалину, из которой Христос изгнал семь бесов. Она не просто последовала за Ним — она отдала Ему всю свою жизнь, став «апостолом для апостолов», как называют её в Церкви. Или Иоанну, жену Хузы, домоправителя Иродова, которая, несмотря на опасность, поддерживала Христа из своих средств (Лк. 8:3). Эти женщины не говорили красивых проповедей — они просто любили. И в этом — урок для всех нас.
Сегодня, когда мир часто измеряет ценность человека его успехами, статусом или громкими словами, пример жен-мироносиц напоминает: главное — это верность Христу в малом. Они не спорили о первенстве, как апостолы (Мк. 9:34), не искали власти — они служили. Их подвиг особенно актуален в наше время, когда многие, даже верующие, стыдятся открыто исповедовать свою веру, боясь насмешек или осуждения. Жены-мироносицы учат нас: настоящая вера побеждает страх.
Какие же уроки мы можем извлечь из их примера? Верность в испытаниях. Когда кажется, что Бог «спит» (Мк. 4:38), когда крест становится невыносимым — не бежать, а стоять до конца, как стояли они у Голгофы. Деятельная любовь. Они не ограничились словами скорби — купили миро, пришли ко гробу. Так и мы: вера без дел мертва (Иак. 2:26). Готовность нести весть о Христе. Они, несмотря на страх перед иудеями, побежали рассказать апостолам о Воскресении. А мы? Часто ли делимся своей верой с другими?
Дорогие братья и сестры! Жены-мироносицы показали: путь ко Христу лежит не через силу и власть, а через любовь и самоотверженность. Пусть же их пример вдохновит нас на то, чтобы и мы, несмотря на все трудности, шли ко Господу с тем же усердием, с каким они несли своё миро. И тогда, как им, нам откроется радость Воскресения — та радость, которую «никто не отнимет у нас» (Ин. 16:22). Аминь.

«Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).
Эти слова апостола Фомы, дорогие братья и сестры, стали исповеданием веры всей Церкви во Христа Воскресшего. Сегодня, во вторую неделю по Пасхе, которую мы называем Антипасхой или Неделей апостола Фомы, Церковь предлагает нам задуматься о тайне веры и неверия, о сомнении и уверенности, о том, как Господь преображает человеческое неверие в твердое исповедание. Антипасха — это не «противоположность» Пасхи, как может показаться из названия, а ее продолжение и утверждение. «Анти» в данном случае означает «вместо», то есть это новое пасхальное торжество, в котором мы вновь и вновь переживаем радость Воскресения Христова.
История апостола Фомы, который сначала усомнился в Воскресении Христа, а затем, прикоснувшись к Его ранам, уверовал, — это история каждого из нас. Сколько раз мы, подобно Фоме, говорим: «Если не увижу... не поверю»? В наше время, когда материализм и скептицизм стали нормой, многие требуют «доказательств» веры, забывая, что суть христианства — в тайне, которая постигается не столько разумом, сколько сердцем. Господь не отверг Фому за его сомнения, но явился ему, показав Свои раны — знаки любви к человечеству. Эти раны стали для апостола и для нас вратами веры. Как писал святитель Григорий Богослов: «Не неверие Фомино было нам на пользу, но вера его. Дух коснулся его сердца, и он исповедал Божество Христа».
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, как Христос говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и виждь руце Мои» (Ин. 20:27). Эти слова обращены и к нам. Господь приглашает каждого прикоснуться к Его тайне — не физически, как Фома, но духовно, через Таинства Церкви, через молитву, через любовь к ближним. Воскресение Христово — это не просто историческое событие, а реальность, в которой мы живем как христиане. Каждый раз, причащаясь Тела и Крови Христовых, мы, подобно Фоме, прикасаемся к Воскресшему Господу.
Но почему Господь сохранил Свои раны после Воскресения? Казалось бы, Воскресшее тело должно быть совершенно свободным от всяких следов страданий. Святые отцы учат, что эти раны — вечное напоминание о цене нашего спасения. Они — как печать любви Божией к человеку. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Раны Христовы стали устами, научающими нас любви». В современном мире, где так много боли и страданий, эти раны говорят нам, что Бог не остался в стороне от человеческих страданий, но принял их на Себя, чтобы преобразить.
История Церкви знает множество примеров, когда сомнения превращались в твердую веру. Вспомним блаженного Августина, который долго блуждал в поисках истины, пока не нашел Христа. Вспомним великомученицу Марину (Маргариту) Антиохийскую, которая, будучи дочерью языческого жреца, уверовала во Христа и приняла мученическую смерть. Эти примеры показывают нам, что сомнение — не грех, если оно ведет к более глубокой вере. Грех — в упорном неверии, в нежелании видеть очевидное.
Сегодняшний праздник особенно актуален для нашего времени. Мы живем в эпоху, когда многие говорят: «Я верю только в то, что могу увидеть и пощупать». Но разве воздух, которым мы дышим, или любовь, которую мы чувствуем, становятся менее реальными от того, что мы не можем их увидеть? Вера — это не слепое принятие догматов, а живое общение с Богом, Который открывает Себя тем, кто ищет Его с чистым сердцем. Как сказал один современный старец: «Не Бог недоказуем, а мы неспособны Его вместить».
Что же нам делать, если в нашем сердце мы станем замечать сомнения? Во-первых, не бояться их, но приносить Богу в молитве, как приносил свои вопросы апостол Фома. Во-вторых, искать встречи с Богом в Таинствах Церкви, особенно в Причастии, где мы реально соединяемся с Воскресшим Христом. В-третьих, помнить, что вера укрепляется, когда мы живем по вере, когда наши дела соответствуют нашим словам.
Дорогие братья и сестры, праздник Антипасхи говорит нам, что вера — это не отсутствие вопросов, а мужество искать на них ответы вместе с Богом. Апостол Фома, некогда усомнившийся, стал великим проповедником, дошедшим с Благой Вестью до Индии. Пусть же и наша вера, пройдя через горнило сомнений, станет твердой, как камень, и горячей, как любовь, которую Христос явил нам Своими страданиями и Воскресением. И тогда мы вместе с апостолом Фомой сможем искренне воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!» Аминь.

"Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему" (Лк. 1:38).
Эти дивные слова Пречистой Девы Марии, дорогие братья и сестры, открывают нам сегодня великую тайну Боговоплощения. В день Благовещения мы вспоминаем, как Архангел Гавриил принес Деве весть о том, что от Нее родится Спаситель мира. Это историческое событие является поворотным моментом в истории человечества, когда Небо склонилось к земле, а земля стала достойной принять Творца. Бог становится человеком, чтобы человек стал богом.
В Назарете, в скромном жилище праведных Иоакима и Анны, произошло непостижимое уму человеческому: юная Дева, обрученная старцу Иосифу, удостоилась стать Матерью Самого Бога. Представьте этот момент: Мария только что услышала от Ангела, что Она обрела благодать у Бога и родит Сына, Который будет наречен Сыном Всевышнего. Какое смирение, какое доверие Богу мы видим в Ее ответе! Она не спрашивает, как это возможно с точки зрения законов природы, не сомневается, не боится - Она просто с покорностью принимает волю Божию: "Буди Мне по глаголу твоему".
Святые отцы учат, что Благовещение это непрестанно совершающаяся в наших сердцах тайна. Преподобный Серафим Саровский говорил: "Суть христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого". Как Мария приняла в Себя Христа, так и каждый из нас призван стать "богоприимицем" - вместилищем Божией благодати. Но для этого, подобно Пречистой Деве, мы должны очистить свое сердце от грехов и страстей, сделать его достойным жилищем для Господа.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали диалог Архангела и Девы Марии. Обратите внимание: Ангел возвещает волю Божию и он ждет ответа. Бог, всемогущий Творец, смиренно ожидает согласия Своей твари. Здесь нам открывается великая тайна человеческой свободы - Бог никогда не спасает нас без нашего произволения. Как писал блаженный Августин: "Тот, Кто создал тебя без тебя, не может спасти тебя без тебя". Мария могла бы сказать "нет" - но Она сказала "да", и этим "да" изменила ход мировой истории.
В житии преподобной Марии Египетской мы видим удивительный пример того, как человек может откликнуться на Божий призыв. Бывшая блудница, услышав слова "Аще кто чист, да последует мне", вдруг осознала всю глубину своего падения - и это стало началом ее обращения. Так и каждый из нас, услышав сегодня евангельское повествование о Благовещении, должен задуматься: а как я отвечаю на Божий призыв? Готов ли я, подобно Деве Марии, безоговорочно принять волю Божию о себе?
В современном мире, где царит культ самовыражения и самоутверждения, пример смирения Пресвятой Богородицы кажется особенно актуальным. Мы живем в эпоху, когда человек стремится сам определять, что есть добро и зло, когда послушание воспринимается как слабость, а смирение - как унижение. Но Благовещение напоминает нам, что истинная свобода - не в своеволии, а в добровольном подчинении своей воли воле Божией. Как говорил святой Иоанн Кронштадтский: "Великое счастье - предать себя всецело в волю Божию".
Что же нам делать, дорогие братья и сестры, чтобы подражать Пречистой Деве? Во-первых, нужно учиться слышать голос Божий в своей жизни. Он говорит с нами через Священное Писание, через Церковные Таинства, через совесть. Во-вторых, необходимо воспитывать в себе послушание Богу - не слепое, а осознанное, как у Марии. В-третьих, важно очищать свое сердце для принятия благодати - через покаяние, молитву, добрые дела.
Дорогие братья и сестры! Сегодня Небо отверзлось и Дух Святой нисходит в наши сердца, как некогда сошел на Пречистую Деву в Назарете. Пусть же и мы, подобно Марии, с дерзновением произнесем: "Се, рабы Господни; буди нам по глаголу Твоему". И тогда Христос родится не только в Вифлеемской пещере, но и в наших сердцах, преображая нашу жизнь Своей благодатью. Аминь.

«Свет Христов просвещает всех!» — эти слова, дорогие братья и сёстры, звучат для нас с особой силой во второе воскресенье Великого поста, когда Церковь прославляет святителя Григория Паламу, великого богослова и учителя Церкви. Его учение о Фаворском свете, о нетварной благодати Божией, которая преображает человека, становится для нас путеводной звездой в дни поста. Сегодня мы обращаемся к его наследию, чтобы понять, как Великий пост может стать для нас временем духовного преображения, временем, когда мы, подобно апостолам на Фаворе, можем увидеть свет Христов и приобщиться к Его славе.
Святитель Григорий Палама жил в XIV веке, в эпоху, когда Церковь переживала не только внешние трудности, но и внутренние споры о природе Божественного света. Он защищал учение о том, что Бог, будучи непостижимым в Своей сущности, открывает Себя человеку через Свою энергию — нетварный свет, который преобразил апостолов на горе Фавор. Этот свет — не просто символ, а реальность, которая может быть пережита каждым верующим через молитву, пост и участие в Таинствах Церкви. Святитель Григорий учил, что человек призван не только к внешнему благочестию, но и к внутреннему преображению, к тому, чтобы стать «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1:4).
Великий пост — это время, когда мы особенно призваны к такому преображению. Пост является временем воздержания от пищи, когда мы должны очистить своё сердце от страстей и грехов, чтобы стать способными воспринять свет Христов. Святитель Григорий Палама напоминает нам, что пост — это не самоцель, а средство для достижения главной цели — единения с Богом. Пост есть пища для души, а не для чрева. Это значит, что пост — это время, когда мы должны особенно внимательно следить за своими мыслями, словами и поступками, чтобы они были угодны Богу.
Но как нам достичь этого преображения? Святитель Григорий Палама учит, что главное оружие в этой борьбе — молитва. Он говорил, что молитва — это «дыхание души», без которого человек не может жить духовной жизнью. В дни поста мы призваны особенно усердно молиться, чтобы очистить своё сердце и приблизиться к Богу. Молитва Иисусова, которую так любил святитель Григорий, становится для нас мощным инструментом в борьбе с грехом. Она помогает нам сосредоточить свой ум на Боге и отогнать от себя все посторонние мысли.
Однако молитва и пост — это не только личное дело каждого. Святитель Григорий Палама напоминает нам, что мы — члены Церкви, и наше спасение невозможно без участия в её Таинствах. Великий пост — это время, когда мы должны особенно часто приступать к Исповеди и Причастию, чтобы очистить свою душу и укрепить её благодатью Божией. Святитель Григорий учил, что Таинства способствуют реальной встречи с Богом, которые преображают нашу жизнь.
Но пост — это также время милосердия. Если ты постишься, покажи это своими делами. Какие дела? Прости ближнему обиду, примирись с врагом, помоги нуждающемуся. Эти слова напоминают нам, что пост является временем, когда мы должны особенно заботиться о ближних. Ведь если мы постимся, но при этом осуждаем других или отказываем в помощи нуждающимся, наш пост теряет свой смысл.
Дорогие братья и сёстры, в Великий пост мы призваны к духовному преображению. Пусть же учение святителя Григория Паламы напомнит нам о том, чтобы провести это время в молитве, посте и делах милосердия. Пусть свет Христов, о котором он так ярко свидетельствовал, просветит наши сердца и приведёт нас к Пасхе — к радости Воскресения Христова. Аминь.

«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» (Мф. 17:5).
Эти слова, произнесённые Богом Отцом на горе Фавор, дорогие братья и сёстры, напоминают нам о великой тайне Боговоплощения, которая лежит в основе нашей веры. Сегодня, в Неделю Торжества Православия, мы празднуем победу истинной веры над ересями и заблуждениями, победу, которая была одержана не силой оружия, но силой истины, засвидетельствованной святыми отцами и мучениками. Этот праздник напоминает нам, что Православие является живой верой, которая открывает нам путь ко спасению.
История праздника Торжества Православия восходит к IX веку, когда Церковь окончательно победила иконоборческую ересь. Иконоборцы, отрицая почитание икон, отвергали саму суть Боговоплощения: если Христос — истинный Бог и истинный Человек, то Его можно изображать, и через Его образ мы можем обращаться к Нему Самому. В 843 году, в первое воскресенье Великого поста, в Константинополе состоялся торжественный акт восстановления иконопочитания. С тех пор этот день стал праздником победы Православия над всеми ересями, праздником торжества истины над ложью.
Но что такое Православие? Это жизнь во Христе. Православие — это вера, которая открывает нам, что Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом по благодати. Это вера, которая утверждает, что Христос — единственный Спаситель мира, и нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12). Это вера, которая учит нас, что Церковь — это Тело Христово, в котором мы все соединены друг с другом и со Христом.
Святые отцы, защищавшие Православие, были исповедниками и мучениками. Святой преподобный Иоанн Дамаскин, который написал трактаты в защиту иконопочитания, был оклеветан иконоборцами, но остался верен истине. Святая Феодора, императрица, восстановившая иконопочитание, проявила мужество и твёрдость в защите веры. Эти примеры показывают нам, что Православие — это жизнь, которая требует от нас мужества, верности и готовности страдать за истину.
Но как нам, современным христианам, жить в соответствии с этой верой? Ведь мы живём в мире, где истина часто подменяется ложью, где вера подвергается насмешкам, а традиционные ценности отвергаются. Православие учит нас, что истина — это не просто абстрактная идея, но Сам Христос, Который сказал: «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Это значит, что наша вера должна быть не только в словах, но и в делах. Мы должны быть светом миру и солью земли (Мф. 5:13–14), свидетельствуя о Христе своей жизнью.
Дорогие братья и сёстры, Торжество Православия является призывом к тому, чтобы мы сегодня жили в соответствии с нашей верой. Пусть же этот праздник напомнит нам, что Православие есть жизнь во Христе, жизнь, которая требует от нас мужества, верности и любви. Пусть наша вера будет не только в словах, но и в делах, чтобы мы могли стать истинными свидетелями Христа в этом мире. И пусть Господь укрепит нас в вере, чтобы мы могли достойно нести свет Православия в мир, прославляя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14).
Эти слова Спасителя, дорогие братья и сёстры, звучат сегодня с особой силой, ведь мы стоим на пороге Великого поста, на пороге времени покаяния и обновления. Сегодняшний день — Прощёное воскресенье — напоминает нам о том, что начало духовного пути начинается с прощения. Но чтобы понять, почему прощение так важно, мы должны обратиться к истокам нашей истории, к тому моменту, когда человек впервые потерял рай. Сегодня Церковь вспоминает изгнание Адама и Евы из рая, и это воспоминание помогает нам осознать, что грех разделил не только человека с Богом, но и людей между собой.
Вспомним, как всё начиналось. Адам и Ева жили в раю, в единстве с Богом и друг с другом. Но грехопадение разрушило эту гармонию. Они не просто ослушались Бога, они усомнились в Его любви, и это сомнение стало началом их изгнания. Райские врата закрылись, и человек оказался в мире, где царят боль, страдания и смерть. Но самое страшное последствие греха — это не физические страдания, а разрыв отношений с Богом. Адам и Ева, которые до грехопадения были едины, начинают обвинять друг друга. «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12) — говорит Адам. В этих словах — не только попытка оправдаться, но и отчуждение, которое стало следствием греха.
Сегодняшний день, Прощёное воскресенье, напоминает нам, что путь обратно в рай начинается с восстановления этих отношений. Мы не можем вернуться к Богу, если не простим друг друга. Ведь грех — это не только нарушение заповедей, но и рана, которую мы наносим ближним. Обиды, злость, зависть — всё это разделяет нас, как когда-то разделило Адама и Еву. Но Христос пришёл в мир, чтобы исцелить эти раны. Его крестная жертва стала мостом, соединяющим небо и землю, а Его заповедь о прощении — ключом, открывающим врата рая.
Святые отцы учат, что прощение — это не просто формальность, а глубокий духовный акт.Они учат нас прощать ближнему малую вину, чтобы Бог прозал нам великую. Прощая, мы не только освобождаем другого от долга, но и освобождаем самих себя от тяжести обиды. Вспомним притчу о немилосердном должнике: царь простил ему огромный долг, но он не смог простить своему товарищу малую сумму. За это он был наказан. Эта притча показывает, что наше отношение к ближним определяет наше отношение к Богу. Если мы не прощаем, мы сами закрываем себе путь к Божьему милосердию.
Но как научиться прощать? Это нелегко, особенно когда обида кажется справедливой, а боль — невыносимой. Здесь нам помогает пример святых. Вспомним святого Стефана, первого мученика, который, умирая, молился за своих убийц: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Или преподобного Серафима Саровского, который простил разбойников, избивших его до полусмерти. Эти примеры показывают, что прощение — это не слабость, а сила, которая побеждает зло добром.
Сегодня, в Прощёное воскресенье, мы призваны сделать первый шаг на пути к Великому посту — шаг примирения. Это не просто традиция, а необходимость для нашей души. Ведь пост — это не только воздержание от пищи, но и очищение сердца. А как мы можем очистить сердце, если в нём живут обиды? Поэтому сегодня мы просим прощения друг у друга, чтобы с чистой душой войти в пост, чтобы наша молитва, наше покаяние и наше воздержание были угодны Богу.
Дорогие братья и сёстры, сегодняшний день — это дверь, которая открывает нам путь к Великому посту. Но чтобы войти в эту дверь, мы должны оставить за порогом всё, что разделяет нас с Богом и друг с другом. Пусть же пример Адама, изгнанного из рая, напомнит нам о том, как важно хранить единство с Богом и ближними. Пусть заповедь о прощении станет для нас не просто словами, а образом жизни. И пусть Господь, видя наше искреннее желание примириться, дарует нам Свою благодать и приведёт нас к свету Воскресения Христова. Аминь.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф. 25:31–32).
Эти слова Спасителя, дорогие братья и сёстры, открывают нам одну из самых важных и трепетных тем христианской жизни — тему Страшного Суда. Сегодня, в Неделю о Страшном Суде, Церковь напоминает нам о том, что каждый из нас однажды предстанет перед лицом Божиим, и от наших дел, слов и даже мыслей будет зависеть наша вечная участь. Это не просто напоминание о будущем, но призыв к покаянию, к изменению жизни здесь и сейчас.
Страшный Суд — это не только событие, которое произойдёт в конце времён. Это реальность, которая уже сегодня касается каждого из нас. Ведь суд начинается не тогда, когда мы предстанем перед Богом, а тогда, когда мы делаем выбор между добром и злом в своей повседневной жизни. Каждый наш поступок, каждое слово, каждая мысль — это шаг либо к свету, либо к тьме. И сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что критерием этого суда будет не наша внешняя религиозность, не наши знания или заслуги, а наша любовь к ближнему. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф. 25:35). Эти слова Христа показывают, что любовь к ближнему — это любовь к Самому Богу.
Но почему суд называется страшным? Не потому, что Бог хочет нас устрашить, а потому, что мы сами, видя свои грехи, будем испытывать страх и стыд. Вспомним притчу о богаче и Лазаре: богач, оказавшись в аду, не был осуждён за то, что был богат, а за то, что не увидел страданий ближнего. Его сердце было закрыто для милосердия. Так и мы часто проходим мимо чужой боли, оправдывая себя занятостью, усталостью или нежеланием вмешиваться. Но Христос говорит нам: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:45). Страшный Суд — это суд нашей совести, который уже сейчас происходит в наших сердцах.
Святые отцы учат, что Страшный Суд — это не только момент осуждения, но и момент милости. Преподобный Исаак Сирин писал: «Милосердие Божие побеждает суд». Бог не хочет нашей погибели, Он ждёт нашего покаяния. Вспомним разбойника на кресте, который в последний момент своей жизни обратился ко Христу с верой и покаянием и услышал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Это говорит о том, что никогда не поздно вернуться к Богу, никогда не поздно начать жить по-новому. Но не будем обманывать себя: время нашей жизни ограничено, и мы не знаем, когда наступит наш последний час. Поэтому сегодняшний день — это день милости, день покаяния, день изменения жизни.
Как же нам подготовиться к Страшному Суду? Во-первых, нужно научиться видеть Христа в каждом человеке. Это не просто красивые слова, а призыв к конкретным делам. Помочь голодному, посетить больного, поддержать одинокого — всё это дела любви, которые приближают нас к Богу. Во-вторых, нужно научиться каяться. Исповедь — это не просто формальность, а встреча с Богом, который ждёт нашего возвращения. В-третьих, нужно научиться молиться. Молитва — это не только просьба о помощи, но и диалог с Богом, который помогает нам увидеть свои грехи и изменить свою жизнь.
Дорогие братья и сёстры, Страшный Суд — это не только событие будущего, но и реальность настоящего. Это призыв к тому, чтобы каждый из нас задумался о своей жизни, о своих поступках, о своей вере. Пусть же пример милосердного самарянина, разбойника на кресте и всех святых вдохновит нас на то, чтобы жить так, как угодно, Богу. Пусть наша жизнь будет наполнена любовью, милосердием и верой. И тогда, когда мы предстанем перед лицом Божиим, мы услышим не страшный приговор, а радостные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Аминь.

«Сказал также: у некоторого человека было два сына…» (Лк. 15:11).
Эти слова Спасителя, дорогие братья и сестры, открывают нам притчу, которая, как зеркало, отражает всю глубину человеческой души — её падения и взлёты, бунт и покаяние, отчаяние и надежду. Притча о блудном сыне — это не просто история о семье, разлучённой грехом.
Это история о каждом из нас, о нашем стремлении к ложной свободе, о горьких плодах своеволия и о безмерной любви Отца, который ждёт нас, даже когда мы далеко от Него.
Представьте юношу, который требует у отца свою долю наследства. Это не просто дерзость — это разрыв отношений. В древнем мире подобный поступок приравнивался к пожеланию отцу смерти. Но отец, вопреки всем традициям, не гневается. Он отдаёт сыну часть имения, отпуская его в «страну далече» — мир, где царят страсти, иллюзии и пустота. Сын растрачивает всё: деньги, время, достоинство. Он опускается до того, что пасёт свиней — для иудея это символ крайнего унижения. Голодный, одинокий, он «приходит в себя» и решает вернуться. Но как? Он уже не сын, а раб. Однако отец, увидев его издалека, бежит навстречу, обнимает, целует, возвращает ему сыновнее достоинство. Бог не ждёт наших заслуг, Он ждёт нашего покаяния.
Эта притча — не только о грешнике. Она — о двух путях: пути гордости и пути смирения. Старший сын, оставшийся дома, внешне послушный, но внутри исполненный зависти и обиды, напоминает фарисея. Он не понимает, что его послушание — не радость, а бремя. Его сердце закрыто для любви. А младший сын, пройдя через страдания, научился смирению. Он понял, что истинная свобода — не в своеволии, а в любви к отцу. Так и мы часто, подобно старшему сыну, осуждаем других, забывая, что сами нуждаемся в милости.
Святые отцы видели в этой притче образ всего человечества. Блаженный Августин писал: «Наша душа — как блудный сын, когда ищет счастья в тленном». Преподобный Исаак Сирин добавлял: «Покаяние — это возвращение ума в объятия Отца». А святой Иоанн Кронштадтский сравнивал раскаяние сына с пробуждением от духовного сна. Но как часто мы, подобно ему, спим, убаюканные суетой? Современный мир предлагает нам тысячи «стран далеких»: погоню за богатством, славой, удовольствиями. Социальные сети создают иллюзию счастья, но за этим часто скрывается одиночество. Как тот сын, мы голодаем среди изобилия, потому что душа наша жаждет не «рожков», а хлеба Жизни — Христа.
Примеры из житий святых подтверждают: покаяние преображает. Вспомните Марию Египетскую, которая из блудницы стала великой подвижницей. Или апостола Петра, горько плакавшего после отречения. Их истории — это «возвращение домой» к Богу. Но и сегодня Господь ждёт каждого. Один монах спросил старца: «Как спастись в мире, где всё тленно?» Тот ответил: «Каждый день говори: “Отче, я согрешил против неба и пред тобою” — и вставай на путь домой».
Что же нам делать? Во-первых, перестать бежать. Как сын, нашедший в себе силы остановиться, мы должны «прийти в себя» — осознать, что без Бога мы нищи. Во-вторых, стремится к покаянию в своих грехах. Исповедь — это не суд, а встреча с Отцом, который уже бежит нам навстречу. В-третьих, учиться милосердию. Если старший сын простил бы брата, его радость удвоилась бы. Так и мы должны принимать кающихся, как Христос принимает нас.
Дорогие братья и сёстры, притча о блудном сыне напоминает нам как бы далеко мы ни ушли, Отец ждёт. Его любовь сильнее нашего греха. Его объятия шире нашего стыда. Сегодня, здесь и сейчас, Он зовёт нас на пир веры. Не будем, как старший сын, стоять у дверей с обидой в сердце. Войдём в дом Отчий, где для нас уготована «лучшая одежда» благодати, «перстень» сыновства и «трапеза» Евхаристии. И тогда радость Небес, о которой сказал Христос, станет нашей радостью — радостью возвращения домой. Аминь.

«И сказал ему Иисус: прозри! Вера твоя спасла тебя» (Лк. 18:42).
Дорогие братья и сестры! Каждый из нас сталкивался с трудностями, когда мир вокруг казался мрачным и лишённым света. В такие моменты человек, подобно слепцу из сегодняшнего Евангелия, ощущает свою беспомощность. Он ищет спасения, просит о помощи, и самое главное — уповает на Бога. Рассказ о слепце из Иерихона — это не просто история физического исцеления, но глубокий духовный урок о том, как вера преображает человека, возрождает его к новой жизни.
Слепец, сидящий у дороги, символизирует всех нас, живущих в этом мире. В духовном смысле мы часто бываем слепыми, не видя Божьего присутствия в своей жизни, не замечая Его милости и любви. Мы можем быть окружены благодатью, но наша душа, словно покрытая пеленой, не способна осознать эту истину. Однако, как и слепец, мы должны искать свет, стремиться к Богу и, самое главное, не молчать.
Когда слепец услышал, что мимо проходит Иисус, он начал громко кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» Эти слова — крик отчаяния и надежды. Он не просит ни золота, ни власти, ни каких-либо земных благ. Он просит милости. Этот крик — выражение всей его веры, всей его внутренней силы, направленной к Богу. Он не просто произносит слова, но всей душой устремляется к Тому, Кто единственно может его спасти.
Этот Евангельский отрывок учит нас тому, что даже в самых трудных обстоятельствах нельзя терять надежду. Часто мы оказываемся в положении, когда окружающий мир пытается нас заставить замолчать. «Замолчи, перестань кричать», — говорят слепцу. Но он не сдаётся, его крик становится ещё громче. Подобно ему, мы должны быть настойчивы в своей молитве. Бог всегда слышит нас, даже если кажется, что ответ задерживается.
Особое внимание следует обратить на ответ Господа Иисуса. Он не проходит мимо, но останавливается. Это удивительное проявление любви и милосердия Бога. Христос задаёт вопрос: «Чего ты хочешь от Меня?» Этот вопрос может показаться странным, ведь очевидно, что слепой хочет прозреть. Однако Господь даёт ему возможность выразить свою веру словами, показать своё доверие. Вера слепца становится ключом к его исцелению: «Прозри! Вера твоя спасла тебя». Эти слова напоминают нам, что только через веру возможно истинное духовное прозрение.
Мы все, подобно этому слепцу, сидим у дороги, по которой проходит Христос. И от каждого из нас зависит, будем ли мы сидеть молча или обратимся к Нему с верой и надеждой. Этот выбор определяет путь существования человека: останемся ли мы в своей слепоте или получим зрение, то есть способность видеть Божий замысел в своей жизни.
В житиях святых мы видим множество примеров, как вера преображала души и жизни людей. Святитель Николай Чудотворец, претерпевший множество испытаний, никогда не терял веры в Божью помощь. Преподобный Серафим Саровский, даже в самых трудных условиях, свидетельствовал о радости, которую даёт Господь. Эти примеры вдохновляют нас, показывая, что вера всегда приносит свои плоды.
Сегодня многие люди испытывают духовный голод, ощущают пустоту в душе. Мы видим вокруг себя страх, отчаяние, потерю смысла. Но Господь напоминает нам: «Вера твоя спасла тебя». Только вера способна дать нам силу преодолеть трудности, открыть глаза на настоящее счастье, которое заключается не в земных благах, а в единении с Богом.
Для каждого из нас это евангельское чтение — призыв задуматься о состоянии своей души. Насколько сильна наша вера? Как часто мы обращаемся к Богу, когда сталкиваемся с трудностями? Готовы ли мы, подобно слепцу, кричать, не обращая внимания на голоса окружающих, которые пытаются нас остановить?
Дорогие братья и сестры! Еще раз хочется повторить слова Спасителя: «Прозри! Вера твоя спасла тебя». Пусть эти слова станут для нас напоминанием, что через веру открываются глаза нашей души, мы видим Божий замысел и обретаем радость. Давайте же будем хранить эту веру, укреплять её молитвой и добрыми делами, чтобы, подобно слепцу, однажды услышать от Господа: «Иди, вера твоя спасла тебя». Аминь.